Советы психолога для успешной сдачи экзаменов

Памятка

10 СОВЕТОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХА ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ

НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА

ОРГАНИЗУЙТЕ ВРЕМЯ ПРАВИЛЬНО

ПИТАНИЕ ДЛЯ МОЗГА

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ

СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

  •  Будьте реалистами в том, каких результатов Вы ожидаете от своего ребенка. Не завышайте планку требований. Подчеркивайте все его удачи и достижения и не топчитесь на возможных провалах. Заряжайте ребенка позитивным отношением к испытаниям.
  • Ни в коем случае не сравнивайте его результаты с успехами родственников и друзей.
  • Не повышайте тревожность накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей и, если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте уверенность, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он должен обязательно чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения, ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Распределите объем подготовки по дня, составьте вместе с ребенком ее план.
  • Выполняйте вместе с ребенком учебные тесты — учите его ориентироваться во времени и уметь его распределять
  • Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить их над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Перед экзаменом предложите ребенку съесть что-нибудь сладкое или взять с собой шоколадку (глюкоза нужна для мыслительной деятельности).

И помните: самое главное

 снизить напряжение и тревожность ребенка

обеспечить подходящие условия для занятий

дать твердо понять вашему или дочери, что они дороги вам и любимы за их прочие замечательные качества - вне всякой зависимости от академических успехов и неудач!

 

Приемы осмысленной работы с текстами

  1. При заучивании необходимого материала используйте раскрытый психологами секрет магической «семерки» (семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т.д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. При этом, семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

            Следовательно, подлежащий заучиванию материал необходимо разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Кроме того, смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

            Важно знать, что для запоминания  и одного предложения, и одной          мысли, в которой заключен смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти. 

  1. Используйте методы активного запоминания.

Метод ключевых слов.

            Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их. В дальнейшем, если вспомнить эти слова, то вспомнится и вся фраза. Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.   

Повторение материала по вопросам.

       Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Приемы зрительной памяти:

       а) мысленно представь предмет, который хочешь запомнить. «Раскрась» его необычным цветом или представь его огромного размера, «поверни» этот предмет и посмотри на него с разных сторон;

        б) запоминание чисел (например, исторических дат). Представь себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене. Заставь эту надпись мигать 15 секунд в вашем воображении. 

  1. Ознакомьтесь и применяйте следующие приемы работы с запоминаемым материалом.
  • Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).
  • Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).
  • План — совокупность опорных пунктов.
  • Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
  • Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.
  • Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Возьми текст  из школьного учебника и попробуй применить к нему все вышеуказанные приемы

 

Основные принципы подготовки к экзаменам

  1. Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь меньше всего. Но если трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше интересен и приятен, который ты лучше всего знаешь. Постепенно вработаешься и дело пойдет.
  2. Чередуй занятия и отдых.
  3. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по темам, разделам и т.д.
  4. Также полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем, желательно на бумаге.
  5. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по предмету, который ты будешь сдавать в форме ЕГЭ и ГИА-9.
  6. Тренируйся с часами в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем должно уходить по 2 минуты на задание).
  7. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  8. Оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все темы (разделы) с помощью планов, еще раз останавливаясь подробнее на самых трудных вопросах.

 

Гармонизация эмоционального состояния перед экзаменом

В день экзамена выполните упражнение «Прогулка», которое позволит вам снять эмоциональное напряжение.

            "Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях".

 

© 2014-2022 ГБОУ СОШ №26. Все права защищены.